Безопасность в движении: Неотъемлемая часть урока физкультуры для старшеклассников.
Введение:
Урок физкультуры – это не просто перемена и не время "отдохнуть от учебы". Это полноценное учебное занятие, где вы приобретаете жизненно важные навыки, укрепляете здоровье и учитесь преодолевать себя. Однако любая физическая активность, особенно интенсивная и соревновательная, которой насыщены уроки в старших классах, сопряжена с определенными рисками. Знание и неукоснительное соблюдение правил техники безопасности – *ваш главный защитный механизм* от травм, растяжений, вывихов и других неприятностей, способных надолго выбить из колеи. Эта статья – напоминание о ключевых принципах безопасного поведения в спортзале и на спортивной площадке.
1. Подготовка – основа безопасности:
Соответствующая экипировка: это не просто формальность!
Одежда: удобная, не сковывающая движений, из дышащих материалов. Никаких ремней, длинных цепочек, острых заклепок на джинсах – они могут зацепиться или травмировать вас или других. Длинные волосы должны быть убраны.
Обувь: КРЕПКО ЗАШНУРОВАННЫЕ кроссовки с НЕСКОЛЬЗЯЩЕЙ подошвой, обеспечивающей хорошее сцепление с покрытием зала или стадиона. Никаких кед, сандалий, ботинок на каблуке или платформе! Правильная обувь предотвращает подвороты стопы – одну из самых частых травм.
Медицинские показания: Если у вас есть хроническое заболевание (астма, проблемы с сердцем, опорно-двигательным аппаратом) или временное недомогание (простуда, сильная усталость, травма), *ОБЯЗАТЕЛЬНО* предупредите учителя и предоставьте справку или записку от родителей (врача) с указанием ограничений или освобождением. Игнорирование этого правила может привести к серьезным последствиям. Помните: ваше здоровье – ваша ответственность в первую очередь.
Убрали лишнее: Снимите часы, браслеты, массивные кольца, серьги (особенно длинные или кольца). Выньте из карманов телефон, ключи, другие твердые предметы – при падении они могут стать причиной ушиба или пореза. Оставьте жевательную резинку дома.
2. Начало урока: Дисциплина и внимание:
Не опаздывайте! Опоздание лишает вас времени на полноценную разминку – важнейший этап для подготовки мышц и суставов к нагрузке. Холодные мышцы – главная причина растяжений и разрывов.
Внимание инструктажу! Каждый раз перед началом занятия, особенно при освоении нового упражнения, спортивного элемента или работы со снарядом (конь, брусья, тренажеры, штанга), учитель проводит инструктаж. Внимательно слушайте! Задавайте вопросы, если что-то непонятно. Знание правильной техники выполнения – залог безопасности.
Разминка – не формальность, а необходимость! Выполняйте все упражнения разминки качественно и осознанно. Ее цель – разогреть мышцы, увеличить эластичность связок, подготовить сердечно-сосудистую систему, "разбудить" нервную систему. Пропуск разминки – прямой путь к травме.
3. Во время основной части урока:
Строгое следование указаниям учителя: Выполняйте упражнения только тогда, когда это разрешено, и только так, как показано и объяснено. Не самовольничайте, не пытайтесь выполнить сложный элемент без страховки или до того, как освоили базовую технику.
Контроль дистанции:Особенно важно в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол, футбол), при метаниях, выполнении гимнастических упражнений на снарядах рядом друг с другом. Соблюдайте безопасную дистанцию, чтобы избежать столкновений.
Правильная техника выполнения: Это касается ВСЕГО: от подъема штанги или гантели (спина прямая, подъем за счет ног!) до приземления после прыжка (мягко, на слегка согнутые ноги), от кувырка (группировка!) до броска набивного мяча. Неправильная техника – верный способ получить травму.
Использование страховки и помощи: При выполнении сложных гимнастических элементов (особенно на высоте) или упражнений с отягощениями (жим штанги лежа) *обязательно* используйте помощь товарища для страховки. *Требуйте страховки!* И сами будьте внимательным и надежным страхующим.
Контроль самочувствия: Прислушивайтесь к своему телу. Если почувствовали резкую боль, головокружение, тошноту, сильную одышку, *немедленно прекратите выполнение упражнения и сообщите учителю!Игнорирование сигналов организма может усугубить ситуацию. "Через не могу" – не всегда правильный подход на уроке физкультуры.
Работа со спортивным инвентарем и оборудованием:
* Используйте снаряды только по назначению. Не раскачивайтесь на волейбольных стойках, не прыгайте через не предназначенные для этого препятствия.
*Перед использованием проверяйте инвентарь: надежность крепления гимнастических снарядов, целостность матов (они должны лежать встык без зазоров!), исправность мячей (нет ли срезов, торчащих ниток), состояние покрытия площадки (нет ли ям, мусора, льда).
*Переносите тяжелые предметы (маты, гимнастические скамейки) только с помощью товарищей, соблюдая осторожность. Не бросайте инвентарь – это может травмировать других.
*Тренажерный зал: Особое внимание! Работайте только под присмотром учителя. Всегда выставляйте страховочные стопоры на силовых тренажерах. Не гонитесь за максимальными весами без должной подготовки. Соблюдайте технику до автоматизма.
4. Игровые виды спорта:
*Соблюдайте правила игры. Они созданы в том числе и для безопасности участников.
*Избегайте грубых приемов, подкатов сзади, опасных толчков. Агрессия и неконтролируемые эмоции – источники травм.
*Используйте предусмотренную экипировку (наколенники, налокотники при необходимости, защиту в некоторых видах спорта).
5. Завершение урока:
* Заминка: Не игнорируйте упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц. Это помогает организму плавно перейти в состояние покоя.
*Уборка инвентаря: Аккуратно и своевременно возвращайте спортивный инвентарь на место. Разбросанные мячи или скакалки – частая причина падений.
*Сообщите о проблемах: Если заметили неисправность снаряда или инвентаря, сообщите учителю.
6. В случае травмы:
Немедленно сообщите учителю! Не пытайтесь "перетерпеть" или доиграть до конца.
Окажите посильную первую помощь пострадавшему (остановить кровотечение, приложить холод к ушибу, обеспечить покой), но только если вы уверены в своих действиях. Основную помощь окажет учитель или медработник.
Зафиксируйте обстоятельства происшествия (для составления акта).
Заключение:
Техника безопасности на уроке физкультуры – это не свод скучных запретов, а набор разумных правил, выработанных годами для вашей защиты. Их соблюдение требует дисциплины, внимательности и ответственности – качеств, важных не только в спорте, но и в жизни. Помните: ваша безопасность и здоровье – в ваших руках. Берегите себя, уважайте своих товарищей по команде и выполняйте указания учителя. Пусть каждый урок физкультуры приносит только пользу, радость движения и новые достижения без неприятных сюрпризов!
Коротко и ясно: Правила безопасности старшеклассника на физ-ре:
1. Одевайся правильно: Удобно + кроссовки.
2. Предупреди учителя: О травмах и недомоганиях.
3. Не опаздывай: Нужна полная разминка.
4. Слушай внимательно: Инструктаж – закон.
5. Техника – прежде всего: Делай правильно.
6. Контролируй дистанцию: Избегай столкновений.
7. Требуй страховки:На снарядах и со штангой.
8. Прислушивайся к телу: Боль или головокружение – СТОП, учителю!
9. Проверяй инвентарь: Маты, снаряды, покрытие.
10. Соблюдай правила игры: Без грубости.
11. Используй тренажеры только с учителем!
12. Убирай инвентарь: Аккуратно на место.
13. При травме – сразу к учителю!
Будьте осознанны, будьте безопасны!
Учитель физической культуры: Костантинова Галия Гаязовна.